☑ Насколько соответствует реальности наше мировоззрение? Естественный отбор снабдил нас "интуитивной физикой", позволяющей нам понимать массу, силу и движение достаточно хорошо, чтобы иметь дело с материальным миром. Есть у нас и "интуитивная биология", обеспечивающая достаточно хорошее (для нашего выживания) понимание животных и растений, и "интуитивная психология", позволяющая понимать людей. Но когда дело доходит до вникания в суть мироздания, познания природы вещей и абстракции, этот механизм даёт сбой. Если нападает лев, человеку ни к чему размышлять о его природе, душевной организации и её причинах: надо просто бежать со всех ног, чтобы не быть съеденным; всё остальное просто инстинктивно отметается, как излишество, а наиболее важные знания передаются из поколения в поколение, постепенно закрепляясь в генах. Таким образом среднестатистический человек более склонен верить наиболее простым и понятным системам и авторитету объясняющего. ☑ В то время как естественный отбор на выживание мог снабдить нас прагматически точными системами восприятия, половой отбор не обязан был заботиться о достоверности наших более сложных верований. Половой отбор мог отдавать предпочтение идеологиям, которые были занимательны, преувеличены, увлекательны, драматичны, приятны, утешительны, имели связный сюжет композицию, были эстетически сбалансированы, остроумно-комичны или благородно-трагичны. Он мог сделать наш разум приятным и привлекательным, но склонным к глубоким заблуждениям. До тех пор пока наши идеологии не подрывают более прагматических адаптаций, ложность этих идеологий не имеет никакого значения для эволюции. Ведь не так уж важно для нашего выживания знание о том, что мы живём на каменном шаре посреди бесконечной пустоты. Половой отбор обычно ведет себя как жадный до безумия издатель газеты, который выбрасывает все новости и оставляет только рекламу. В эволюции человека этот издатель как будто вдруг осознал, что на рынке существует ниша и для новостей (поскольку читатели уже имеют достаточно большие мозги). Он заявил своим репортерам, что требуются новости, но так и не озаботился созданием отдела для проверки публикуемых фактов. В итоге мы имеем человеческие идеологии: "желтогазетную" смесь религиозных верований, политического идеализма, городских легенд, племенных мифов, принимания желаемого за действительное, хорошо запоминающихся анекдотов и псевдонауки... ☑ Доверчивость, признание авторитетов, склонность к мистике, а так же существование парохиализма и врождённой потребности в самоидентификации наталкивают на мысль, что религия и псевдорелигиозные движения на самом деле являются не мудростью и плодом интеллектуальной работы, а побочным продуктом развития человеческой социальности. Научные данные указывают на то, что для возникновения религий не нужно никаких чудес. Единственное, что необходимо для появления веры в сверхъестественные существа, — это нормальный человеческий мозг, обрабатывающий информацию естественным для себя образом. Религиозное мышление — это самая удобная, естественная для человека форма мышления, не требующая от мыслящего индивида специальных усилий. Неверие в потусторонние силы, напротив, требует сознательной и упорной работы над собой, работы, которая направлена против наших естественных психических склонностей. Поэтому неверие — это не тот товар, который с легкостью найдет себе массового потребителя. ☑ Чтобы убедиться в том, что религия имеет "прикладное" значение, было проведено множество экспериментов. Например, проводились опыты под условным названием "Добрый самаритянин". Людям предлагали пройти в лабораторию для тестирования, а на пути "подкладывали" человека (актера), на вид больного и нуждающегося в помощи. Предложит испытуемый помощь больному или пройдет мимо? Оказалось, что это не зависит от религиозности испытуемого: верующие и неверующие вели себя в этой ситуации в среднем одинаково. В данном случае испытуемые не подозревали, что за ними следят. Другой эксперимент: испытуемых спрашивали, согласятся ли они организовать сбор средств на лечение ребенка из бедной семьи. Половине участников сказали, что в случае согласия им действительно придется это делать. Второй половине сообщили, что даже если они согласятся, вероятность того, что их действительно попросят организовать сбор денег, невелика. Таким образом, люди из второй группы имели возможность без лишних затрат продемонстрировать богу, себе и окружающим свои высокие моральные качества. В этом опыте положительная корреляция между религиозностью и "добротой" (просоциальностью) обнаружилась только во второй группе испытуемых. Получается, что религиозность склоняет людей скорее к альтруистической показухе, чем к настоящему альтруизму. ☑ Религиозные верования образовывают группу, а разнообразные ритуалы и испытания являются мощным инструментом её укрепления. Американские учёные А. Норензарян и А. Шарифф в 2008 году провели анализ коммун и общин, возникавших в XIX веке в США, и пришли к выводу, что религиозные общины в среднем существовали дольше светских, и их стабильность напрямую зависела от строгости устава. Это исследование, как и ряд других, указывает на то, что изнурительные обряды, посты и т. п., во-первых, являются эффективными средствами убеждения окружающих в собственной лояльности (и поэтому община со строгим уставом надежно защищена от притворщиков и нахлебников), во-вторых, ритуалы служат постоянным напоминанием о божественном присутствии, снижая тем самым "анонимность" ситуации. Проявления парохиализма могут так же служить в качестве изнурительного ритуала - борьба против реального или вымышленного внешнего врага: террористы-смертники тому пример. ☑ Таким образом в итоге можно выделить характерные особенности религиозных и псевдорелигиозных объединений: 1. Самоидентификация каждого представителя как члена группы 2. Безусловное доверие к авторитету (реальному или выдуманному) 3. Воздействие на эмоции, а не на рассудок Разные проявления парохиализма: 4. Сплочённость группы и манихейство 5. Изоляция, ритуалы и особое отношение к представителям своей группы 6. Провозглашение реального или выдуманного врага и реальная или воображаемая борьба с ним Источники: "Эволюция человека. Обезьяны, нейроны и душа" А. Марков "Биология поведения человека и других зверей" Д. Жуков ☑ Подписывайтесь, приглашайте друзей: http://vk.cc/3NPp9U